Киев пускает "Газпром" по миру

В четверг, 19 октября, суд Киева разрешил взыскать с имущества «Газпрома» $ 6,4 млрд. штрафа. Об этом сообщил министр юстиции Украины Павел Петренко. По его словам, решение суда будет обнародовано через несколько дней.

«Хозяйственный суд города Киева удовлетворил ходатайство Антимонопольного комитета Украины (АМКУ) и исполнительной службы Минюста и изменил способ исполнения судебного решения относительно взыскания с „Газпрома“ штрафа в 171 млрд. гривен. Проще говоря, если до сих пор можно было взыскать только средства „Газпрома“, размещенные в банках, то теперь взыскание распространяется на все имущество должника», — написал Петренко в своем Facebook.

Ранее украинское ведомство арестовало акции «Газтранзита», который на 40% принадлежит российской компании.

Напомним: в феврале 2016 года АМКУ оштрафовал «Газпром» на 85 млрд. гривен (около $3,47 млрд.) якобы за злоупотребление положением монополиста на украинском рынке транзита природного газа. Из-за пени эта сумма к настоящему моменту практически удвоилась.

Теперь проблема, с точки зрения Киева, заключается в том, что у «Газпрома» нет активов на Украине, способных покрыть штраф в $6,4 млрд. Поэтому, как заверил Павел Петренко, «незалежная» будет добиваться ареста имущества российской компании в третьих государствах.

Сразу отметим: перспективы подобного рода дел в международных судах всегда выглядят очень туманными. В теории, Киев может попытаться прибрать к рукам швейцарскую фирму Nord Stream AG, которая принадлежит «Газпрому». Она управляет газопроводом «Северный поток» и оценивается в $7 млрд. Также у российского концерна есть бизнес в Германии, Нидерландах, Польше и Латвии. Причем, в польских и латвийских судах России вряд ли можно рассчитывать на объективное разбирательство.

Единственный актив российской компании в Украине — это транзитный газ. Но Киев вряд ли захочет его арестовывать. Иначе это неминуемо приведет к газовому кризису в Европе, и к самым плачевным политическим и экономическим последствиям для самой «незалежной».

Удастся ли Киеву взыскать штраф с «Газпрома», повлияет ли нынешняя ситуация на решение Москвы сохранить часть украинского транзита после 2019 года?

— Киев довольно давно пытается взыскать с «Газпрома» штраф за якобы нарушение антимонопольного законодательства, — отмечает директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. — Достаточно напомнить, что киевский суд удовлетворил иск АМКУ относительно принудительного взыскания штрафа и пени с «Газпрома» еще в декабре 2016 года. В августе 2017 года компания обратилась в Верховный суд Украины с требованием пересмотреть решение, но в сентябре он отказал «Газпрому» в рассмотрении апелляции.

Что принципиально — решения украинских судов действуют только на территории Украины. И никаких активов, сопоставимых по стоимости с $6,4 млрд., у российской компании в «незалежной» не имеется.

«СП»: — Есть ли у Киева шансы отсудить часть этих денег в международных судах?

— Надо понимать: даже если Украине что-то присудят, «Газпром» подаст апелляцию. И тогда разбирательство затянется на неопределенный срок, а в итоге, скорее всего, закончится ничем.

Мы это уже видели на примере дела ЮКОСа. В апреле 2016 года окружной суд Гааги отменил решение международного арбитража, находящегося в Голландии (третейского суда), согласно которому Россия должна была выплатить бывшим акционерам ЮКОСа $50 млрд. Первоначальное решение третейский суд вынес в июле 2014 года. Пользуясь его решением, бывшие акционеры нефтяной компании добились ареста имущества России в нескольких странах.

И чем закончилось дело? 10 октября бывшие акционеры ЮКОСа отозвали иски на арест имущества России во Франции. Ранее они предприняли аналогичные шаги в Бельгии.

Уверен, с исками Киева в случае международного разбирательства дело также сойдет на нет, несмотря на решительный настрой украинской стороны. Единственное, что сможет Киев — это рассказывать избирателям, как он разбивается в лепешку, чтобы защитить национальные интересы.

«СП»: — На чем, на ваш взгляд, основаны нынешние претензии Киева?

— В том-то и дело, что ни на чем не основаны. Неслучайно до сих пор Украина воздерживалась от подачи исков по взысканию штрафа с «Газпрома» в международные инстанции. Любому незаинтересованному эксперту ясно, что «Газпром» не создавал преград для доступа других поставщиков к украинской «трубе». Просто таких поставщиков нет — в самом прямом, физическом смысле слова.

«Газпром» делает лишь то, что записано в его контракте — какие в этом случае можно к нему выдвигать претензии?! Именно поэтому для меня очевидно: ни один международный арбитраж не пойдет Киеву навстречу.

— Юридических оснований для исков Киева в международные суды я тоже не вижу, — соглашается глава аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. — Это локальная инициатива украинской стороны, причем, как говорится, высосанная из пальца.

Напомню, что сейчас в Стокгольмском арбитраже рассматриваются куда более аргументированные встречные иски «Газпрома» и украинского «Нафтогаза». В октябре 2014 года украинская компания потребовала взыскать с российской компании компенсации за якобы не предоставленные для транзита объемы газа и проценты с этой суммы. «Газпром» в 2015 году подал встречный иск, потребовав оплаты невыбранного «Нафтогазом» газа по условию take-or-pay, полной оплаты за поставки в конце 2013 года и весной 2014 года, а также штрафы и пени на общую сумму $ 47 млрд.

Так вот, несмотря на предварительное серьезное изучение исков, резолюция Стокгольмского арбитража, скорее всего, будет предельно простой по смыслу: договаривайтесь сами.

Так что я просто не понимаю, на что рассчитывает Киев с новыми исками.

«СП»: — Может ли Киев начать с Москвой торг: он сокращает объемы исковых заявлений, а мы взамен сохраняем транзит газа через Украину после 2019 года?

— Мы без всякого торга готовы сохранить украинский транзит, если Киев модернизирует свою ГТС, снимет техногенные риски, и предложит за транзит адекватный тариф.

Но даже в этом случае сохранится лишь часть нынешнего транзита — скажем, 10 млрд. кубометров газа в год. У нас намечаются новые газотранспортные мощности — «Турецкий поток» и «Северный поток-2». С коммерческой точки зрения они выглядят более привлекательными. Кроме того, это новые системы с гарантийным сроком эксплуатации 30 лет. Зачем нам в таком случае гнать газ по старой украинской «трубе», да еще нести транзитные риски по политическим мотивам?

Думаю, как бы ни сложилась судьба украинских исков, «Газпром» будет сокращать транзит через «незалежную». И Киев ничего с этим поделать не сможет.


Читайте также:

Минпромторг хочет продавать российскую одежду в Китае
Что должно произойти, чтобы остановилось падение цен на нефть
Власти США выделили дополнительные $320 млн на помощь Украине
"Минфин и Центробанк просто не хотят работать"
Госдума запретит иностранным организациям рынок Форекс
Компании заставляют своих сотрудников брать кредиты
Медведев предложил тратить маткапитал на покупку автомобиля
Киев считает, что Керченский мост принесет убытки Украине

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*