Российские учёные из Московского физико-технического института (МФТИ), Объединённого института высоких температур РАН и Научно-исследовательского института эпидемиологии и микробиологии им. Н. Ф. Гамалеи обнаружили, что облучение клеток холодной плазмой приводит к их регенерации и омоложению. Этот результат может быть использован при разработке курса плазменной терапии незаживающих ран.

Российские учёные будут лечить и омолаживать холодной плазмой

Незаживающие раны возникают в результате повреждения сосудов или нарушения иммунных механизмов при таких тяжелых заболеваниях, как сахарный диабет, ВИЧ и рак. У пожилых людей часто возникают возрастные проблемы с регенерацией поврежденных тканей. Обычными методами такие раны лечатся очень турдно, а иногда вообще не поддаются лечению. Теперь на вооружение врачей встанет холодная плазма атмосферного давления — частично ионизированный газ с температурой ниже 100 000 К. В современных генераторах ее получают при вполне земных температурах — от 30 до 40 °C.

Низкотемпературная плазма убивает микроорганизмы, зато почти не вредит здоровым тканям и органам. В тестировании учавствовали фибробласты (клетки соединительной ткани) и клетки кожи. Ученые выяснили, что наибольший эффект дает однократная обработка частично ионизированным газом: после нее востстанавливалось на 30−40% больше клеток, чем в контрольной группе.

Учёные обратили внимание на уровень β галактозидазы (фермента, связанного с процессом старения), которая измеряется при рН 6,0 и считается одним из маркеров старения. С возрастом концентрация этого фермента в клетке повышается. После обработки плазмой уровень содержания этого вещества был значительно снижен, что в совокупности с продлением экспоненциальной фазы роста исследуемой культуры может означать функциональную активацию клеток, другими словами, их омоложение.

«Положительные данные, наблюдаемые нами после плазменной обработки, могут быть связаны с активацией механизма аутофагии клеток, который ведёт к тому, что из клетки удаляются повреждённые органеллы, что в конечном счёте перезапускает обменные процессы в клетке», — говорит Елена Петерсен, соавтор исследования и заведующая Лаборатории клеточных и молекулярных технологий МФТИ.

В дальнейшем авторы планируют провести дополнительные исследования для понимания молекулярного механизма воздействия плазмы на клетки, а также изучить эффективность лечения с учётом возраста

Работа опубликована в журнале Journal of Physics D: Applied Physics.